Нововаршавка: сельский университет Зои Халюты

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> СОЮЗНИКИ >> На путях к новой школе >> No 3 2003 год >> Нововаршавка: сельский университет Зои Халюты >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/7/8/12/29


Сельские сети

Зоя Аркадьевна Халюта

село Нововаршавка, Омская область,
директор школы, кандидат пед. наук,

Адрес для писем: 646830, Омская область, Нововаршавский район, р.п.Нововаршавка, Пионерский пер., 1

E-mail: new_varsh@mail.ru

Интернет-сайт: https://n-varshavka.omsk.edu

Нововаршавка: сельский университет Зои Халюты

Поселок Нововаршавка в Омской области. Не самый благополучный уголок нашей в целом далеко не процветающей глубинки. 150 километров до Омска, 70 - до границы с Казахстаном. В Нововаршавке 6,5 тысячи жителей. Две трети всего населения - школьники и их родители.

Зоя Аркадьевна Халюта тридцать лет работает в Нововаршавской школе и двадцать - ее директор. Школа - своеобразное зеркало сельской жизни. Учили, старались, тянули. Уехали выпускники в город, поступили - спасибо школе. Но для школы-то это означает, что через несколько лет не придут в детский сад, а потом и в первый класс дети этих успешных учеников, которых школа доучила до вуза.

Учителя провели социологическое исследование, посмотрели, что происходит с рождаемостью за последние годы, ужаснулись росту пьянства, в том числе и женского. Проанализировали рост числа грабежей и других криминальных проявлений. Стало видно, как все завязывается в один клубок: безработица заставляет родителей ориентировать детей на городские профессии, а отъезд детей лишает всякого смысла жизнь родителей, провоцируя пьянство.

Задались вопросом: можно ли остановить отток лучших ребят из села и при этом не нарушить их самых смелых планов? Обеспечить выпускникам дальнейшую учебу, а потом и достойную работу - и все это не где-то на стороне, а здесь, рядом с родителями, односельчанами, родными домами?

Кому под силу такой проект задумать, выстроить, поднять? Какая еще сила есть для этого в селе, кроме школы?

 

Выход нашелся довольно неожиданный: сельские студенты. Не было такой практики у областных вузов, да и у вузов страны в целом.

Понимание Зоя Аркадьевна нашла у губернатора области Л.К. Полежаева. Ко времени этого первого разговора с губернатором в 1998 году Нововаршавская школа стала уже федеральной экспериментальной площадкой и работала над темой "Сельская школа как культурно-образовательный центр". Губернатор поиски инновационных путей организации высшего образования прямо в селе одобрил. С этим разрешением Зоя Аркадьевна пошла к ректорам омских вузов.

Для начала надо было найти именно те профессии, которые, с одной стороны, интересуют выпускников, а с другой - будут востребованы на селе, помогут ребятам выстроить свою жизнь и с интересом, и с пользой.

Первыми союзниками школы стали сельскохозяйственная академия, открывшая прием по экономической и агрономической специальностям, и педагогический университет. Через год к ним прибавились технический университет, открывший прием на специальность "инженер вычислительных машин, сетей и комплексов", и Сибирская академия физкультуры.

Губернский межвузовский центр "Некоммерческое партнерство" разместился в одном из закрывшихся детских садов. Учатся нововаршавские студенты очно. Преподаватели приезжают, блоками дают материал и принимают зачеты. Пытались наладить и дистанционные формы обучения.

В Нововаршавке сегодня уже 200 студентов. Первые - на пятом курсе. Учатся они платно. Но эта плата не идет ни в какое сравнение с теми затратами, которые семьи должны были бы нести, если бы дети жили и учились в Омске. Кроме того, многие из них уже начали работать.

Село, в котором постоянно живут 200 студентов, - это уже совершенно другое дело. Изменились запросы - оживилась культурная и спортивная работа. Появились первые студенческие семьи и первые дети. Управлению сельского хозяйства тоже приходится поворачиваться: студенты постоянно ищут хозяйства, где можно пройти практику, ходят на поля, на фермы. Новые задачи ставят и перед главой администрации: им уже за 18, это молодые избиратели. Начали задавать тон и в образовательной системе: ясельная группа в детском саду - студенческая. Демографическая ситуация в селе изменилась.

 

Каждому, наверно, даже проверяющим, понятно, насколько важное дело начинается в омском селе, но им на все нужен соответствующий документ.

Например, лицензия на образовательную деятельность вуза регламентирует его работу на строго определенных, принадлежащих ему площадях. А Нововаршавка от этих площадей в 150 километрах.

Очень волнуется райвоенкомат: все студенты прописаны в районе и живут здесь. Значит, надо забирать их в армию. Они учатся? Где и почему? Экспериментальные группы головных вузов - что это такое? Есть ли у вуза, в котором они учатся, лицензия на образовательную деятельность? Лицензия-то есть, но не на то, чтобы учить здесь, в межвузовском центре, а на то, чтобы в Омске - далеко-далеко отсюда. Там бы районный военкомат призывников не разыскивал. Но где положение об отсрочке призыва для таких студентов? Как их не брать, когда они под боком у райвоенкомата?

Учатся нововаршавские студенты на платной основе. Разрешение на финансовую деятельность есть, но одного разрешения было достаточно только на начальном этапе. Платная учеба не должна была быть дорогой, ведь, в частности, для того, чтобы разгрузить семейный бюджет от непосильного бремени содержать студента в городе, и создавался в селе межвузовский центр. Первый год плата родителей составляла тысячу рублей в год. Второй - две. Третий - четыре. А в прошлом году студенты технического университета платили шесть тысяч, а остальные - пять тысяч в год. Но возможно ли продержаться целый семестр группе только на родительскую плату, учитывая, что преподавателям приходится платить не по бюджетной сетке, как положено, например, по 17-му разряду, а на договорной основе, да еще оплачивать проезд и проживание? Понадобились сотрудники для организации учебного процесса и технический персонал для обслуживания помещения…

Студенческий центр - школьное детище, никто его отдельно не рассматривает, и школа чем могла делилась. На первых порах помогало то, что школа находится на самофинансировании и часть более чем скромных средств, которые она имеет сверх зарплаты, удавалось перераспределять в пользу студентов. Если смотреть по-хозяйски, по-домашнему - разумно. Но если исходить из положений об отдельных учреждениях - нарушение, конечно. Финансовую деятельность надо было упорядочить, открыть счета. По договору с университетом часть денег межвузовский центр должен был еще переводить туда на развитие. Оказалось, что перечислить родительскую плату в фонд развития нельзя. Нужна какая-то лазейка. Со статьи - за обучение - берут большие налоги. Оформить отчисления в фонд развития как спонсорскую помощь - это уже нарушение. Не раз звучали слова: сворачивайте свою лавочку, переводите студентов в головные вузы с той оплатой, которую вуз определяет для коммерческих групп.

Зоя Аркадьевна Халюта после двух лет развития эксперимента поехала к губернатору, чтобы сказать, что придется, видно, дело сворачивать. Но губернатор возразил: "А это теперь, голубушка, уже не ваше дело. Это дело области".

Жители, узнав о том, что директор школы решила сдаться, просто возмутились: "Вот что еще надумала. Что же нам опять детей в город посылать по чужим углам скитаться? Что, она не знает, каково им там, в городе?"

А Зоя Аркадьевна, когда дошли до нее эти упреки, обрадовалась до слез: пусть ей трудно, пусть она как на баррикадах защищает от внешних нападок свою идею, но идея перестала быть только ее, ей поверили, нуждаются в том, что создано уже совместными усилиями.

Губернатор издал постановление об упорядочении нормативной базы. Документы разрабатываются, но это получается совсем не быстро. Пожалуй, не на том порыве, на котором работают в Нововаршавке. Дожить бы до того времени, когда они будут разработаны.

Межвузовский центр превращается в сельский университет, в рамках которого объединяются усилия педагогов разных вузов. Из-за того, а может быть, благодаря тому, что приходится считать каждую копейку (не государственная она, а из небогатого кармана сельчан), стало очевидно, что в разных вузах на начальных курсах читается одно и то же и надо состыковать образовательные программы, чтобы, например, вычислительную технику один преподаватель читал сразу для всех студентов, а не для каждой группы привозить своего. Параллельно с состыковкой существующих программ идет поиск нового содержания образования, в формировании которого активное участие принимает сам студент, четко представляющий, как и куда он приложит те знания, которые ему предстоит добыть. Часто нужны знания под конкретный проект, который разрабатывает молодой человек или группа ребят.

Нововаршавской инициативе важно не только выжить любой ценой, но и довести разработку новой формы межвузовского центра до такой стадии, когда ею смогут воспользоваться и другие. И тогда этот опыт может стать опорной точкой для многих российских регионов и надежным фундаментом для восстановления сел.



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования